Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 16 человек

Иллюзии

Дата: 9 марта в 18:48, Обновлено 23 июля в 10:10

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАССЫЛКА № 5

Иллюзии

e37acd1a16a99db05e4a9ebbf3714d05

  Трудно расставаться с иллюзиями.
  Воздушные замки прочнее железобетона.
                                                                 Игорь Карпов

Не расставайтесь со своими иллюзиями. Когда их не станет, может быть, вы и продолжите существовать, но перестанете жить.

                                                                       Марк Твен

Люди взращивают, любят и берегут свои иллюзии и заблуждения. Находясь в плену у своих социальных масок и играя множество социальных ролей, в желании быть и выглядеть более успешным, значимым и весомым перед самим собой и для общества, человек стремительно погружает свое сознание в зону иллюзорной действительности. Часть своих заблуждений, также выстраивания стереотипов и ментальных искажений человек получает еще в детском возрасте от первых его социальных учителей – родителей (замещающих родителей), в процессе воспитания, и также от ближайшего окружения в дальнейшем. Нередко отмена усыновления, возврат детей из замещающих семей в детские интернатные учреждения, - является следствием разрушения иллюзий замещающих родителей о детях-сиротах, о своей готовности решать многочисленные проблемы детей со сложной судьбой, а так же о завышенных ожиданиях самих детей-сирот в отношении будущей семьи. Нередко столкновение с действительность, разрушение иллюзорных представлений приводит к краху замещающих семей. Настоящим выпуском методической рассылки мы расскажем о том, какие бывают семейные мифы, какие иллюзии кандидатов в замещающие родители наиболее деструктивны, а так же ответим на следующие вопросы: что такое иллюзии и вследствие чего они возникают? Какие виды иллюзий существуют? Кто и как их придумывает? Как иллюзии влияют на жизнь семьи и ребенка?

Иллю́зия (лат. illusio — заблуждение, обман), это:

Разновидности иллюзий восприятия (обмана чувств)

Могут возникать у психически здоровых людей (физические, физиологические иллюзии, метаморфопсии):

  • Физические — связаны с действующими в мире объективными законами физики (например, оптическая иллюзия: чайная ложка, погруженная в стакан с водой, воспринимается как надломленная).
  • Оптические иллюзии — ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов не осознаваемой коррекции зрительного образа (например, если рассматривать какой-либо объект через псевдоскоп, то, вследствие создаваемой прибором отрицательной диспаратности, человек получает возможность наблюдать эффекты обратной перспективы)
  • Звуковые иллюзии, например, тон Шепарда.
  • Физиологические — связаны с особенностями периферических или центральных звеньев анализаторов (органов чувств) человека (например, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару предметов одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более легкий, покажется более тяжелым, чем предмет, находящийся в другой руке) (см. Установка (психология)).
  • Аффективные — возникают под влиянием выраженных колебаний настроения или в связи с остро формирующимся аффектом страха, тревоги.
  • Вербальные — возникают в результате искажённого восприятия реальных разговоров окружающих людей.
  • Органические (метаморфопсии) — искаженное зрительное восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения, состояния покоя или движения реально существующего предмета; различают аутометаморфопсии (ощущения изменения величины, формы частей собственного тела) и экзометаморфопсии (нарушения восприятия окружающих предметов); данный вид расстройств восприятия может наблюдаться не только у психически больных, но и у психически здоровых людей с патологией органа зрения.
  • Иллюзии осознаваемости (воплощенной осознаваемости) — ощущение, что рядом якобы кто-то находится; этот вид иллюзий выделен К. Ясперсом; по мнению автора, данный вид иллюзий является признаком формирования галлюцинаций и бреда.
  • Парейдолические (функциональные иллюзии) — особый вид иллюзий, при которых из сложных узоров (на ковре, зимнем стекле) возникают и постепенно развиваются сложные фантастические картины.

Классификация

http://www.senno.by/wp-content/uploads/2015/11/6+++.jpgВ принципе универсальной классификации иллюзий не существует, так как механизмы и причины их появления довольно разнообразны и во многом не изучены. Однако условно обманы зрения можно разделить по следующим критериям:

По природе возникновения:

физической природы. Это иллюзии, возникающие вследствие ошибок восприятия, связанных с обманчивыми проявлениями свойств предметов или действий, связанные главным образом с оптическими явлениями (например, „ломаная“ ложка в стакане чая).

физиологической природы

а) искажения оптической системой глаза  (иллюзии  пределах глазного яблока).

б) искажения сенсорной и проводящей системами глаза (Это иллюзии, возникающие вследствие ошибок сопоставления и сравнения, обусловленными физиологическими особенностями нормально функционирующих сенсорных систем).

психологической природы

В психиатрической практике выделяют:

иллюзии аффективные - возникают под влиянием аффекта - страха, тревоги, при депрессии.

иллюзии вербальные - содержат отдельные слова или фразы.

иллюзии сознаваемости - ощущение больного, свидетельствующее о том, что рядом якобы кто-то находится (эти иллюзии являются признаком формирования галлюцинаций и бреда).

иллюзии установки - форма физиологических иллюзий. Один из видов иллюзий восприятия массы, объема, величины. Возникает при многократном сравнении пар предметов, при этом в предварительной серии опытов создаются предпосылки для возникновения иллюзии, выявляемой в основной (контрольной) серии опытов. Например, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару - одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более легкий, покажется более тяжелым, чем в другой руке (контрастная иллюзия). Механизмы иллюзии объясняются образованием у человека внутренних неосознаваемых состояний (установок), которые подготавливают его к восприятию дальнейших событий и являются фактором, направляющим сознательную деятельность. Иллюзии используются как один из методических приемов для исследования установки.

Объяснение некоторых знаменитых иллюзий

Явление иррадиацииБелое и черное

Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?

Эта странная иллюзия, в силу которой черные участки кажутся нашему глазу меньше, чем белые такой величины, носят название «иррадиации». Она зависит от несовершенства нашего глаза, который как оптический аппарат не вполне отвечает строгим требованиям оптики. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров.

В итоге светлые участки всегда кажутся нам больше, чем равные им черные.

Любопытно отметить, что зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

Живые портреты

Всем, вероятно, приходилось видеть портреты, которые не только смотрят на нас, но даже следят за нами глазами, обращая в их сторону, куда мы переходим. Эта любопытная особенность таких портретов издавна подмечена и всегда казалось многим загадочной.

У Гоголя в «Портрете» прекрасно описан подобный случай: «Глаза… вперились в него и, казалось, не хотели ни на что другое глядеть, как только на него … Портрет…глядит мимо всего, что ни есть вокруг, прямо в него, - глядит просто к нему вовнутрь …».

http://allforchildren.ru/sci/img/perelman1-125.gifНемало суеверных легенд связанно с этой таинственной особенностью глаза на портретах, а между тем загадка его сводится к простому обману зрения. Всё объясняется тем, что зрачок на этих портретах помещен в середине глаза. Именно такими мы видим глаз человека, который смотрит прямо на нас; когда же он смотрит в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная обложка кажутся нам находящимися не посредине, но несколько перемещенным к краю. Когда отходим в сторону от портрета, то зрачки, разумеется, своего положения не меняют, они остаются посредине глаза. А так как и все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам, естественно, кажется, будто портрет повернул голову в вашу сторону и следит за нами.

Таким же образом объясняются и другие озадачивающие особенности некоторых картин: лошадь едет прямо на нас, куда бы мы не отходили от картины; человек указывает на нас: его протянутая вперёд рука направлена прямо к нам, и т. п.

Такого рода плакаты пользуются на рекламные цели.

Оптико-геометрические иллюзии

1Одна из самых известных оптико-геометрических иллюзий - иллюзия Мюллера-Лайера.

 Посмотрев на этот рисунок, большинство наблюдателей скажет, что левый отрезок со стрелочками наружу длиннее правого со стрелочками, направленными внутрь. Впечатление настолько сильное, что, согласно экспериментальным данным, испытуемые утверждают, что длина левого отрезка на 25-30% превышает длину правого.

Оп-арт. Оптическое искусство

http://vlibs.ru/illusion/kit-6-1.gifОт англ. Op-art – сокращенный вариант optical art –оптическое искусство – художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Первые произведения были черно-белыми, в дальнейшем цвета служат достижению максимальных контрастов их интенсивности, созданию оптического цветового смешения, вызывающего иллюзию движения.

Художники оп-арта используют различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Оптическое искусство – искусство оптических иллюзий, опирающееся на особенности визуального восприятия. Восприятие рисунка основано на оптической иллюзии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в голове зрителя. Задача оп-арта – обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ "несуществующий". Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой.

Если в природе мы видим красоту даже там, где царит хаос и отсутствует ритм, то оп-арт, как и человек, стремящийся преобразовать природу, ищет красоту и выразительность в чётком, но сложном для нашего восприятия геометрическом рисунке, внося хаос в наше ощущение формы и пространства и таким образом добиваясь определённого эффекта. Наше восприятие стремится организовать видимое глазу изображение хаотически разбросанных цветных пятен в простую систему, оп-арт, наоборот, пользуясь строгими геометрическими построениями разрушает целостность восприятия.

3D рисунки на асфальте. Стрит-арт на асфальте.

http://mtdata.ru/u23/photo32AD/20266127912-0/original.jpgПредставьте себе: вы идете по городу, и вдруг перед вашими глазами предстает расщелина, из которой пытаются вырваться исчадия ада! Или вдруг на асфальте вы замечаете совершенно обычное яблоко, вот только прикоснуться к нему не получается – оно нарисованное! Когда впервые смотришь на объемные картинки на асфальте, не можешь поверить, что это действительно просто рисунок. Такой вид уличного искусства называется Street Painting (по англ.), или Madonnari (по итал.). По сути, современное искусство Street Painting (или Madonnari) зародилось в XVI веке, когда уличные художники в религиозные праздники возле церквей и храмов изображали картины библейских сюжетов. Среди изображений чаще всего доминировало изображение с Богородицей (Мадонной).

http://boombob.ru/img/picture/Oct/09/c58fa74fabe9ded25799a4a2568e7eaa/1.jpgЧтобы создать объемное изображение на асфальте, художники используют специальное искажение, при этом рисунок смотрится объемным при взгляде с определенной точки. На одну картину уходит около трех дней.

Искусство активно использует способность зрения к самообману в своих целях. Уже названы приемы перспективы или воспроизведения эффекта объема на плоском рисунке. Используя новомодные термины, этот эффект можно назвать «эффектом виртуального объема». Получается, что наше зрение способно воспринимать объемные картины и воспринимать их как настоящие, когда на самом деле – это всего лишь иллюзия.

Кстати, художники, изображающие 3d картинки, рисуют их обычными мелками “пастель”, которыми пользуются дети на уроках рисования. Для объёмного рисунка нужно достаточно много мелков. Так что это занятие затратное, но абсолютно не прибыльное, ведь за рисунки на асфальте им  никто не платит. Зато этот иллюзорный мир легко смывается в случае дождя и быстро “стирается” ветром. Поэтому эти картинки радуют глаз лишь несколько часов, а потом становятся бледными, пока не исчезают вовсе.

       Не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо каждому человеку.

       Нередко зрение обманывает нас, и мы видим то, чего в действительности не существует. Объясняется это оптическими иллюзиями — ошибками зрительного восприятия. Люди с давних пор учились их преодолевать и даже использовать. И, надо сказать, значительно в этом преуспели.

Применение зрительных иллюзий в жизни человека

Архитектура

http://funik.ru/uploads/images/05_2014/22/27_dfaa1bfca19466283499d841c70eb6f4.jpghttp://dilna.by/images/Illuzii_v_interiere/Y_6/fotoob10.pngС давних пор люди не только поражаются обманам зрения и забавляются зрительными иллюзиями, но и сознательно используют их в своей практической деятельности. Уже тысячи лет зрительные иллюзии целенаправленно используются в архитектуре для создания определенных пространственных впечатлений, например, для кажущегося увеличения высоты и площади залов.

Еще более эффективно зрительные иллюзии используются в изобразительном и цирковом искусстве. Зрительные иллюзии стали основой кинематографии и телевидения, учитываются в полиграфии и в военном деле. Создаваемая при помощи технических средств виртуальная зрительная реальность занимает в жизни современного человека.

http://vicer.ru/wp-content/uploads/2013/11/%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%8F%D1%89%D0%B5%D1%80.jpgДизайн одежды

Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела, а также придать нестандартной или полной фигуре определенный визуальный эффект. В последнем случае от модельера требуется особое внимание и такт. При этом можно использовать два абсолютно разных метода: подчеркивание достоинств фигуры и  скрытие недостатков.

http://picfun.ru/wp-content/uploads/PL7VcY5wL1.jpgФормируя определенное зрительное восприятие фигуры, современный дизайнер использует различные способы и приемы. С одной стороны, он может придать фигуре определенный визуальный эффект (т.е. сделать полную фигуру стройнее, отвлечь внимание от проблемной зоны и т.д.) с помощью конструктивных и модельных линий. С другой стороны, того же эффекта можно достичь за счет использования свойств рисунка ткани (например, вертикальные полосы придают фигуре стройность, крупная клетка расширяет). В этом случае конструктивные линии уходят на второй план.

Зрительные иллюзии не только позволяют фигуре выглядеть более или менее идеально, но и обеспечивают определенное эстетическое восприятие художественного образа модели.

Психология

Иллюзии в жизни человека играют огромную роль, утверждают психологи, но при этом они продолжают быть всего лишь иллюзиями.

http://bm.img.com.ua/img/prikol/images/large/1/8/75581.jpg

"Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать ситуацию, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги"

                                                              З.Фрейд


 

Зигмунд Фрейд в своей работе «Будущее одной иллюзии» (1927) характерной чертой иллюзии называет ее происхождение из человеческого желания. То есть иллюзия, грубо говоря, это бредовая идея, уверенность в том, что не соответствует реальности. Причем в отличие от бредовой идеи, в иллюзии не обязательно расхождение с реальностью. То есть девушка, живущая иллюзией, что рано или поздно она выйдет замуж за принца на белом коне, вполне может реализовать свою иллюзию. А может и нет. Иллюзии также часто путают с заблуждениями: например, Фрейд мнение древнегреческого философа Аристотеля о том, что насекомые возникают из нечистот, считал заблуждением, мнение же португальского мореплавателя Христофора Колумба о том, что он открыл новый путь в Индию, - иллюзией. Отличие иллюзии от заблуждения заключается в том, что в первом случае в её создании участвует желание человека, в то время как во втором случае такое желание отсутствует.

 Почему возникают иллюзии? Это следствие способности фантазировать, присущей человеку. Ведь мы не видим мир объективно, а выстраиваем представления о нем, как нам удобно. Даже словосочетание «предаваться иллюзиям» звучит похоже на «предаваться разврату» - то есть мы сознательно идем на самообман, так или иначе доставляющий удовольствие. Выражение же «разрушение иллюзий» намекает на то, что при этом самом разрушении (иногда это слово гуманно заменяют «освобождением») будут испытаны негативные эмоции. Искусство - тоже своеобразная иллюзия. Датский философ, медик, психолог Карл Ланге объяснял происхождение искусства потребностью человека в иллюзии - потребностью «предаваться эстетической иллюзии». Искусство - это, по Ланге, способность доставлять себе и другим удовольствие, основанное на иллюзии, причем любая иная цель, кроме цели удовольствия, исключена.

В определенной степени становление мужчины - это избавление от иллюзий. Чем старше становишься, тем трезвее и осмысленнее начинаешь смотреть на мир. Например, в юности мужчина может думать, что он сильный. Но пара неудачных драк доказывает, что вовсе нет. Итак, собственное мнение о силе было лишь иллюзией, и избавление от нее в данном случае несет возможность сохранить нос (или ухо, или руку) в целости и сохранности. Таким образом, избавление от иллюзий - еще и элемент эволюции.

В целом, иллюзии напоминают сигнальные флажки на гоночной трассе жизни. И, если действовать с умом, можно умело использовать иллюзии – как свои, так и окружающих - для улучшения жизни. Главное, помнить, что человеку свойственно заблуждаться, смотреть на мир сквозь розовые очки или, наоборот, видеть всё в мрачном свете, которого, в общем-то, такая короткая, насыщенная и яркая жизнь не заслуживает. К иллюзиям применимо то же правило, что и ко всему остальному: хорошо в меру. Иллюзионируя, помните, что и вы - герой чьих-то иллюзий, и человеческое бытие – одна сплошная иллюзия.

Иллюзии  семейной жизни

иллюзии семейной жизниСчастливая  семейная жизнь –  это иллюзия, которую супружеская пара создает друг для друга. Заявление смелое, но легко доказуемое.

Начнем с самого начала: с представления молодоженов об идеальном муже, идеальной жене и их будущей идеальной семье.

Идеальная семья

Вот результаты социологических опросов молодоженов.

Молодая  жена«Я могу считать себя счастливой, мой муж - любит меня, он интеллигентный, умный, уверенный в себе, бескорыстный, терпеливый,  проявляет нежность и заботу, ценит меня,  делится своими мыслями и планами, делает подарки, немного романтик, заботится о материальном благополучии семьи и принимает меня такой, какая я есть»

Молодой муж : «Я — счастлив, у меня самая красивая жена. Она умная, заботливая, талантливая, сексуальная, понимает меня и во всем поддерживает»

Формула счастливой семьи, опять же по результатам опроса: «счастливой является семья, в которой муж и жена любят друг друга, где есть взаимопонимание, доверительные отношения, забота друг о друге, в которой царит мир, покой и согласие, есть гармоничный секс, нормальный устроенный быт и нет места сомнениям, недоверию, обману и подлости».

Реалии семейной жизни

Наверное, многим хотелось бы иметь такую вторую половинку и такую безоблачную семейную жизнь. Но все вышеперечисленные представления об идеальной жене/муже   и  будущих семейных  отношениях и есть иллюзия.

Реальная семейная жизнь проще и суровее: есть обязанности, есть ответственность и приличная доля потери личной свободы каждым супругом. В первый же год совместной жизни несоответствие  идеализированной  картинки  реальной жизни вызывает конфликты.

При этом супруги начинают давить друг на друга, требовать соответствия своему представлению как правильно, доказывать и отстаивать свою правоту. «Ты должен…»,  «Это твоя обязанность…»  и т.п. И совместная жизнь уже не кажется такой заманчивой. Через это проходят все молодые семьи.

Как прожить вместе счастливо и долго?

Если супруги реалисты, но им не хочется терять замечательные иллюзии нужно сделать следующее:

1) определить, что реально идеального  и замечательного присутствует  во второй половинке и в отношениях с ней

2) обязательно обсуждать эти «находки» со своей второй половинкой

3) смириться с теми качествами, которые в супруге  не нравятся, иначе борьба против этих качеств превратится в борьбу с дорогим человеком

4) принять своего супруга таким, какой он есть и он примет вторую половинку такой, какая есть. Это и есть безусловная любовь

5) согласиться с тем, что у каждого человека есть его личные тайны и есть его/ее личная территория, на которую не следует вторгаться без приглашения

http://www.krasfun.ru/images/2012/4/cb900_ilyuziya-0011.jpg6) согласиться с тем, что муж и жена, как любые нормальные люди, периодически устают друг от друга – теряют потребность и интерес друг в друге. Особенно когда знают друг о друге абсолютно все.

В итоге хочется сказать, что иллюзии в семейной жизни нужны. Они делают жизнь не такой серой, украшают действительность и делают ее более радостной.

Теперь стоит задуматься, нужно ли узнать всю правду о своем избраннике  или все-таки следует оставить немного иллюзий  для счастливой семейной жизни?

Пока сердце еще питают желания, ум сохраняет иллюзии.

                                                           Ф.Шатобриан
 

Детские иллюзии

https://wallpaperscraft.ru/image/santa_klaus_volshebstvo_luna_sneg_zamok_vozdushnye_shary_prazdnik_rozhdestvo_65190_2560x1024.jpg"Иллюзии - кредо наивности"

                           А.Круглов

Детские иллюзии обычно связаны с наградами за хорошее поведение и с наказаниями – за плохое. "Хороший" ребенок не должен сердиться ("Ну и характер!") или вести себя сексуально ("Какая нехорошая!"), но может выглядеть испуганным или пристыженным. Таким образом, ребенок должен подавлять свой инстинкт самосохранения и в особенности – инстинкт продолжения рода, проявления которого даже в детстве могут быть очень приятны. Но ему позволено иметь столько неприятных, не приносящих удовлетворения чувств, сколько он пожелает.

Иллюзии – это те самые "если только..." и "когда-нибудь...", на которых большинство людей строят свое существование. В некоторых странах только правительственные лотереи дают рядовому обывателю шанс осуществить свои мечты, и тысячи людей проводят жизнь, день за днем, в ожидании, когда выиграют их номера. Правда, тут Санта Клауса действительно можно дождаться: при каждом розыгрыше выпадает чей-то номер, и мечта этого человека осуществляется. Но, как ни странно, в большинстве случаев это не приносит счастья, и многие пропускают свой выигрыш сквозь пальцы и возвращаются к прежнему состоянию. Так происходит потому, что вся система иллюзий основана на волшебстве: награда не только должна достаться волшебным образом, она сама по себе должна быть волшебной. Каждый ребенок знает, что настоящий Санта Клаус придет к нему через каминную трубу, когда он спит, и оставит красную машинку или золотой апельсин. Но это будет не обычная машинка и не обычный апельсин; они будут волшебными, осыпанными алмазами и рубинами. Когда ребенок обнаруживает, что машинка и апельсин обыкновенные, как у всех, он разочарован и спрашивает: "И это все?" – к удивлению родителей, которые считали, что дали ему именно то, чего он ждет. Аналогично человек, выигравший в лотерею, обнаруживает, что вещи, которые он покупает на выигрыш, такие же, как у всех; тогда он говорит: "И это все?" – и спускает весь выигрыш. Он, скорее готов вернуться к прежнему состоянию и сидеть в ожидании под деревом, чем наслаждаться полученным. Происходит это потому, что иллюзии привлекательнее реальности, и даже самая привлекательная реальность может быть отброшена ради самой маловероятной и непрочной иллюзии.

В сущности, Ребенок никогда не отказывается от иллюзий. Некоторые иллюзии, как указал Фрейд, являются универсальными и, вероятно, возникают в первые месяцы жизни, а может, еще в материнском чреве – в том волшебном мире, куда впоследствии человек может вернуться только с помощью любви, секса и наркотиков (а некоторые, наиболее злобные люди – с помощью массовых убийств). Фрейд назвал три этих первых и сильнейших иллюзии: "Я бессмертен, всемогущ и непобедим". Конечно, эти первичные иллюзии не выдерживают столкновения с реальной жизнью.

Отрывок из статьи Елены Гирич «Дневник кандидата в дети» хорошо иллюстрирует  завышенные ожидания, которые могут питать дети-сироты в отношении будущих родителей:

«Решил я, наконец, усыновиться. Надоело, понимаешь, в детском доме  жить…

Теперь осталось только выбрать родителей. С этим как раз проще — во-первых, их много, спасибо СМИ за статистику, а во-вторых, я уже давно лелею в мыслях их образы.

Значит, так. Папа — возраст 27-32 года, рост 180-185, вес соответствует росту-возрасту, телосложение спортивное, высшее образование, кандидат технических наук, пишет докторскую. Мастер спорта по каратэ и горным лыжам. Увлечения — альпинизм, яхты, ралли. Характер — нордический, выдержанный, предан семье и делу усыновительства.

Мама — 90-60-90 (не знаю, что это означает, но должно быть обязательно), возраст — 24–26 лет, рост 175—180, вес 58–62, глаза голубые, волосы русые волнистые. Образование высшее — Московская консерватория по специальности «фортепиано», параллельно курс вокала. В свободное от основных гастролей время из любви к искусству подрабатывает примой в балете Большого театра. Топ-модель Дома моды Лагерфельда. Увлечения — плетение фламандских кружев и парашютный спорт.

К родителям должен прилагаться особняк в три этажа и озеро с катером за лужайкой. Но можно и просто небольшой домик на пять комнат с обычным бассейном под окнами. Я же реально смотрю на жизнь.

Ну, и наследственность, конечно, должна быть хорошей, хотя бы до седьмого колена.

Короче, обычные родители. Как у всех нормальных детей...»

 Сорокалетние родители обычно удивляются: «Зачем сыну иллюзии? Одними иллюзиями сыт не будешь! Лучше занялся бы он делом!» Ответ очевиден - для собственного счастья! Взрослым доставляют удовольствия дела и деньги, а детям — красочные, эмоционально насыщенные иллюзии. Родители думают, что они правы, считая, что дела важнее, однако когда нужно будет подводить итоги своей жизни в свои восемьдесят, поймут, что самой яркой и, пожалуй, самой главной частью их жизни было детство с играми и фантазиями, а также подростковый возраст с иллюзиями.

Про дела, диссертации, банковские операции и бизнес никто даже не вспомнит. Кроме того, иллюзии – это необходимый этап развития интеллекта, духовной силы и в какой-то мере витамины для организма подростка, обеспечивающие ему здоровье и иммунитет против окружающего вредного влияния.

Семе́йные ми́фы — это социально-психологический феномен, представляющий собой искаженные, несоответствующие реальности представления членов семьи о себе, друг друге и о семье в целом. Внутри этой семьи они согласованы на подсознательном уровне, не подвергаются сомнению и позволяют каждому её члену выстраивать собственную психологическую защиту с окружающими людьми и внутри семьи.

Семейный миф, таким образом, — это своеобразный групповой защитный механизм, способствующий поддержанию целостности семейной системы. В его основе лежат неосознаваемые эмоции: вина, эмоциональное отвержение, страх перед ответственностью выступать в определенной семейной роли.

http://www.kolomensky.com/uploads/posts/2015-02/1424724625_3-illusii-kolomensky_com.jpg

"За иллюзии расплачиваются действительностью"

                                                 А.Кумор

Синонимы понятия:

  • неадекватный «образ семьи» или «образ „Мы“»
  • «наивно-психологические теории»
  • «семейная культурная концепция»

Неконструктивные стереотипы межличностного взаимодействия внутри семьи

Формула семейного мифа: «Мы — это …». Он, как правило, звучит привлекательно:

«Мы дружная семья», «Мы все равны», «Мы герои»

Однако за таким «правильным» звучанием чаще всего скрывается конкретная проблема. Проблемная сторона идеализируется и становится центром данного мифа. Члены семьи находятся внутри него, живут по его правилам и видят реальность в категориях мифа.

Иногда это бывает необходимым и тогда миф выполняет конкретные функции. Например, семейный миф «Мы — дружная семья» функционален в трудных или опасных условиях жизни; людям кажется, что они могут выжить только вместе, а в единстве — их сила. Миф становится дисфункциональным, когда уже не требуется такого объединения.

Мысль о том, что человеческая жизнь следует образцам, известным по мифам, легендам и сказкам, была высказана Джозефом Кэмпбеллом.

Термин же первоначально был предложен Антонио Феррейрой для обозначения определенных защитных механизмов, поддерживающих единство в дисфункциональных семьях. Он считал, что семейный миф — это определенный набор ролей, которые распределяются между всеми членами семьи.

Семейный миф, как правило, формируется не в первом поколении, а приблизительно в течение трех. Серьезную роль в этом играют: среда (та, в которой жил и воспитывался каждый член семьи, то есть в которой жили еще дедушки и бабушки, и та, в которой они находятся сейчас); кем были их родители; какие ценности они прививали каждому из них; какой образ семьи получился в результате.

Пример: Любой народ, переживший геноцид или очень серьезный кризис, считает, что выжить можно только вместе — миф о дружной семье (именно поэтому, кстати, он очень популярен, в частности в России). В странах же, где 200 лет не было никакой войны, этот миф сходит на нет, там не наблюдается сильной связи поколений.

Главные источники формирования образа семьи — совместная деятельность и внутрисемейное общение. В случае гармоничного развития семьи формируется адекватный образ «Мы» и создание семейных мифов не требуется. В случае возникновения дисфункции семьи и нарушений межличностной коммуникации между её членами формируется неадекватный образ «Мы». Тогда для поддержания иллюзии существующего в семье мира и согласия формируются семейные мифы. Они необходимы тогда, когда границы семьи находятся под угрозой.

Выделяется несколько защитных механизмов, используемых семьей при создании семейных мифов:

  • проекция — проецирование на социальное окружение потребностей, мотивов, влечений, отвергаемых в себе;

Пример: Миф «Мы чистые, идеальные люди», следовательно, остальных можно считать «грязными» и «распущенными». Такая позиция ведет к формированию так называемых «семей-крепостей».

  • расщепление — культивирование в партнере отвергаемых в себе качеств;

Пример: Жена, подавляющая в себе агрессию, во время конфликта перекладывает её на мужа. Отсюда возникает миф о «жене-мученице». Сочетание различных описанных выше защитных механизмов и создает все разнообразие мифов. Из каждого же мифа вытекают свои правила.

Примеры семейных мифов

Миф «Один за всех и все за одного» или «Мы — дружная семья»

В такой семье не может быть открытых конфликтов, и уж тем более при детях, они маскируются. Сор из избы не выносится никогда. Отношения не выясняются. В дружной семье принято чувствовать только любовь, нежность, умиление, жалость и благодарность. Остальные чувства — обида, гнев, разочарование и т. д. — игнорируются или вытесняются, как неприемлемые. Поскольку брак основан на взаимной договоренности не замечать несоответствий, супруги возмущаются, если им указывают на них. Проблемы начинаются в тех случаях, когда кто-то из семьи оказывается неспособным игнорировать свои нормальные и неизбежные отрицательные чувства к родственникам. Он начинает чувствовать угрызения совести за то, что не выполняет «правил семейного мифа», начинает считать себя ненормальным, неадекватным. Выражается это типичными проблемами: тревожно-депрессивными расстройствами, агрессивным поведением, анорексией.

http://kudago.com/media/images/event/8a/a3/8aa342e4f140689f5afdb27f34149c2a.jpgМиф «Мы — герои»

Он задает определенный стандарт чувствования и миропонимания. Настоящие «герои» существуют только в высоком жанре трагедии, и им подобает испытывать очень сильные чувства: не любовь, а роковая страсть, не печаль, а невыносимое горе. Семья, которая живет по правилам такого мифа, зачастую хранит рассказы о героических поступках предков: там встречаются старые большевики, партизаны, люди, пережившие голод, подвергавшиеся репрессиям, вырастившие детей в тяжелых условиях — иначе говоря, люди, преодолевшие серьезные препятствия и добившиеся результатов. Для членов этой семьи необходимы трудности и их преодоление, они за все должны биться. Переживание такого преодоления — их специальное чувство. В таких семьях часто говорят, что им в жизни никогда ничего не достается легко. Они могут годами быть в ссоре, не разговаривать, не прощать и гордится этим как проявлением принципиальности и стойкости. Ребенка в семье «героев» воспитывают строго, в качестве наказания лишают удовольствий, нередко бьют.

Миф о «выживальщиках»

Это частный случай героического мифа. Пока жизнь является по-настоящему трудной, навыки выживания не составляют основы мифа, а становятся необходимостью. Когда же эта необходимость исчезает, а люди, не зная, что делать в новых условиях, хотят жить по-старому, возникает миф о «выживальщиках». Главный его признак — это развитие депрессии у кого-нибудь из членов семьи на пике успеха, так как его мечта как «выживальщика», — «вот бы все потерять и начать сначала». Но из-за страха неудачи, нехватки сил на успешную вторую попытку заставляет его вопреки мечте сохранять бизнес, не рисковать, но самому жить мучительной жизнью героя. Этого он достигает с помощью семьи. Постоянные семейные конфликты, ссоры, придирки добавляют необходимые для существования «выживальщика» трудности и мучения.

Миф о спасателях

«Что бы мы делали без него» — в семье обязательно должен быть некий человек, который держит всю семью. «Спасатель» может быть в моральной ипостаси, в физической или в той и другой вместе. Но чтобы всем помогать, необходимо, чтобы были те, кого спасать, иначе как «спасатель» почувствует себя «спасателем». Так, моральный «спасатель» нуждается в грешниках, соответственно его семья должна состоять из людей, которые часто делают что-то плохое: пьют, воруют, гуляют, попадают в скверные истории. «Спасатель» выручает, грешники благодарят, обещают исправиться и… снова грешат. Физический «спасатель» выхаживает, лечит, кормит, приносит продукты и т. п. Поэтому его семья состоит из больных, беспомощных, калек. Яркий пример такого мифа — семья алкоголиков.

Основные представления как о мире, так и о семье заложены в сознании человека в виде архетипов и отражены национальном фольклоре. В дальнейшем они преобразовываются в семейные мифы.

Так, на основе русского фольклора исследователями было выделено шесть типов семейных мифов:

  • миф «о вечной любви»;
  • миф «о волшебной силе любви»;
  • миф «абсолютизации семейных ситуаций»;
  • миф «о злых силах, атакующих семью»;
  • миф «о необходимости жертвы ради семьи»;
  • миф «о постоянстве семейного благополучия».

Иллюзии и заблуждения

Взрослые люди просто тонут в своих иллюзорных конструктах, а когда их головы хотя бы малость показываются на поверхности потока течения..., то неподготовленная психика, привыкшая к сладости своих убеждений,  в таком случае уязвима и очень страдает, ибо реальность объективна, и люди снова уходят с головой в бурное течение своих бесконечных иллюзий. Но закон объективной действительности диктует свои правила: чем сильнее человек бежит от реальности, тем стремительнее реальность настигает его. И, в конце концов, карточный домик иллюзорного построения разрушается до основания. Правда,  индивидуальные защитные механизмы психики человека таковы, что его ум имеет специфическую особенность сразу же активно искать возможности и причины для  выстраивания новых  цепей иллюзий и заблуждений. Иллюзии и заблуждения, имея свои скрытые корни, как раскидистое дерево, удобренное ментальностью личности и часто коллективной поддержкой, пускают свои ветви в различные аспекты жизни:

в представления о физической реальности;

в представления человека о себе, своих ближних;

иллюзии и заблуждения многочисленны в пока еще несовершенной научной области;

и пробираясь даже в духовную область, иллюзии и заблуждения пестрят там сотканным узорчатым ковром из различных красок.

http://illuziya.com/images/uploads/paralel1_thumb.jpg

То, что делает нас счастливым, не может быть названо иллюзией.

           Иоганн Вольфганг фон Гёте

Иллюзии привлекательнее реальности,

и даже самая привлекательная реальность может быть отброшена ради самой маловероятной и непрочной иллюзии.

                                            Эрик Берн

 Иллюзии многогранны и многочисленны.

Часто человек свои мечты желает воплощать в конкретном проявлении, подбирая небольшие зоны жизненного пространства, где эти мечты могут найти хоть частичную реализацию. Активную роль, и часто обманчивую, здесь играет визуализация и воображение, ибо именно на этой базовой основе сознание человека выстраивает  картину мира, в котором и находится значимая область его восприятия: воображаемые взаимоотношения, воображаемые чувства, воображаемые жизненные реалии. Но к объективному видению  существующего мира, сознанию, которое пребывает в иллюзорной фантазийности, проход закрыт, ибо такое восприятие разрушит выстроенную иллюзию счастья. Личность пытается найти твердое в нереальном, постоянное в непостоянном, основу в бездне.

Выдержка из статьи психологического журнала: "Для подстегивания, активации воображения человек начинает использовать различные способы: секс, иногда и наркотики, алкоголь, произведения искусства, виртуальное пространство компьютерных игр и интернета. Зачастую человек уходит в очень опасный мир фантазии - в фантазии искаженной эзотерики, "духовных" практик, и "магии".                  

Иллюзия сопоставима с фантазией. Что такое фантазия? Фантазия – это такое же бегство от реальной жизни и от реального становления личности в духовном пути, с той малой разницей, что иллюзии могут быть также и индивидуальными, и коллективными, и во втором случае коллективной иллюзией можно заразиться, а фантазию создает уже сам человек относительно своей реальности. Но, в любом случае, человек всегда начинает свое бегство сам, и очень скоро создается группа соратников, объединенная одной общей иллюзией и сознанием застрявшая в ней. Например, это различные сообщества людей богемы, или фанатов компьютерных игр, также группы религиозных сект, группы псевдодуховных обществ.

Итак, иллюзия – есть крепко удерживаемое ложное убеждение, отождествление или, возможно, идеал представляемого относительно себя. Иллюзии очень могущественны, потому что умом принимается на веру, что они существуют, в то время как на самом деле их нет; они кажутся чем-то истинным, а, фактически, это бутафория, искаженная реальность. 

Ум способен обманываться искажёнными иллюзиями, но сердце обмануться не может. Вот почему не всегда можно доверять своим мыслям, но всегда можно полагаться на свое чувство, идущее от сердца. Здесь возможна ловушка для сознания: часто за голос сердца и интуицию человек принимает назойливый внутренний голос эгоцентризма, руководствующийся принципами: "хочу", "желаю", "надо", "выгодно"... и т.д. И очень часто за голос внутреннего чувства принимают голос эмоций. Но эмоции текучи и не постоянны. 

Психолог рассказала, каких иллюзий стоит избегать приемным родителям.jpg

Каких иллюзий стоит избегать

приемным родителям

То, что дети, попадающие в приемные семьи, нередко отличаются сложным характером, а подчас морально больны, секретом не является. Хотя вряд ли это их вина. Они не «свалились с неба», их, в том числе, воспитывает общество, все мы. Точно также у нас нет морального права обвинять людей, которые постарались сделать все, что только в их силах, ради счастья чужого ребенка. Однако встречаются ситуации из другого разряда - приемные дети возвращаются в учреждение, не прожив в семье и двух месяцев. В целом осознавая ответственность предпринятого шага, взрослые люди далеко не всегда способны реально оценить свои силы, быть физически и психологически готовыми к непростой работе. А именно так специалисты советуют относиться к новым условиям. Сами приемные родители позже признаются, что пребывали в состоянии полной иллюзии до тех пор, пока не взяли ребенка.

Искать реального ребенка, а не идеал 

Будущим приемным родителям свойственно строить иллюзии, представлять подробный образ ребенка и потом искать кого-то похожего на этот идеал. 

"Это практически обречено на провал. Расхождение между идеалом и реальностью всегда в пользу идеала. Ребенок может быть хорош, но из-за отличий с идеалом его достоинства могут быть обесценены, а недостатки — возведены в степень", — предостерегают специалисты. 

По их мнению, усыновление по своей сути напоминает брак, потому что в данном случае ребенок и родители выбирают друг друга, и у них уже есть своя история. Чтобы ее понять и принять, нужно быть готовым: пройти школу приемных родителей, узнать о психологических последствиях разлуки с семьей, не пугаться желания ребенка быть осведомленным о судьбе его прежних родителей. 

Исходить из фактов 

Помимо непосредственного знакомства с новым членом семьи, следует собрать о нем как можно больше информации из всех возможных источников, чтобы избежать непредвиденных серьезных проблем. Работники детского дома должны показать приемным родителям его историю. По мнению российского психолога М.Капилиной, иногда этого не происходит. 

"Иногда работники детских домой считают, что главное — пристроить ребенка и скрывают какую-то информацию. Потом родители сталкивались с проблемами, на которые не рассчитывали", — пояснила она. 

Кроме того, следует поговорить с сотрудниками учреждения, которые по роду своей работы контактируют с ребенком. Их мнение не будет экспертным заключением, тем не менее, они помогут составить более полное впечатление о ребенке. Чтобы не забыть выяснить тот или иной аспект истории развития ребенка, перед знакомством с ребенком, которому нужна семья, будет полезным прочесть разработанные специалистами Национального центра усыновления рекомендации «Знакомство с ребенком, которому нужна семья», которые можно найти на сайте центра усыновления  по ссылке https://yadi.sk/i/yikt_finrf4oD

Забыть о "плохой наследственности" 

Грубость, агрессия, нежелание учиться, которые могут проявляться у ребенка, — это следствие его предыдущего опыта, то есть манеры поведения, которые он перенял в прежней семье или детском доме. 

Генов воровства или проституции не существует, наследуется скорость привыкания к алкоголю, но отнюдь не сам алкоголизм. Есть масса близнецовых исследований, которые доказывают, что при одинаковом генном наборе могут вырасти совершенно разные люди. Среда и генотип соотносятся 50 на 50. В любом случае любовь, дружба, взаимопонимание возникают в детях благодаря не генам, а воспитанию и отношениям в семье. 

Не ждать благодарности 

Приемный ребенок ведет себя, как и любой другой, только на его поведение влияет еще и пережитая серьезная травма, поэтому ему захочется "проверять" новых взрослых, бунтовать, выяснять, любят ли они его, не захотят ли бросить. Порой родители жалуются на неблагодарность кровных детей, поэтому вполне можно понять возмущение приемных, и все же с такими результатами, как благодарность, придется подождать. 

Ребенок не должен испытывать благодарность за то, что его взяли. Родителей же не уважают из-за одного только факта, что они дали жизнь. Благодарность может проявиться позже, сильно позже, когда ребенок придет к какому-то пониманию и осознанию. 

В целом, принимая ребенка, не следует ждать быстрых изменений в его поведении, мировоззрении, отношении к жизни. Родителям следует заранее взвесить свои собственные ресурсы, убедиться в способности быть гибкими, чуткими, терпеливыми и объективными. В среднем на адаптацию ребенка в семье уходит год.

Особенности адаптации приемной семьи к новым условиям жизни заключаются в  реальном понимании процесса привыкания друг к другу, а так же  необходимо время и наблюдательность. У разных людей и взрослых и детей адаптация проходит по-разному. Это зависит от индивидуальных особенностей личности, темперамента, черт характера, а так же моральных норм и жизненных ценностей. Период адаптации может длиться от одного года  до нескольких лет.

Прежде чем поговорить об общих закономерностях привыкания друг к другу, хотелось бы озвучить те иллюзии, которые возникают у приемных родителей в отношении приемных детей и их воспитания.

  1. Это некоторая эйфория, уверенность в том, что все получится и мы преодолеем трудности и препятствия.
  2. Уверенность в своих воспитательных способностях. Успешно воспитываю своих, и смогу использовать эти способности на благо приемного ребенка.
  3. Создание тепла и любви в своей семье для чужого ребенка.

 В  итоге: когда  иллюзии развеиваются, а реальная обстановка отличается от ожидаемой,  большая часть приемных родителей выражает явное или неявное недовольство своей новой ролью и это мешает процессу семейной адаптации.

Иллюзии и некоторая эйфория, уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий и трудностей, – типичные состояния, характерные для большинства новых родителей. Почти все уверены в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо чужого ребенка. Особенно это характерно для тех родителей, которые были успешны в воспитании собственных детей, и смогли создать атмосферу тепла и любви в своей семье. Но появление чужого ребенка - это серьезное испытание для всей семьи. Ведь у приемных родителей нет ни каникул, ни отпусков, они не могут дома отдохнуть и расслабиться. Кроме того, при появлении нового члена семьи нарушается семейное равновесие, которое зачастую бывает достаточно хрупким. Это происходит даже когда рождается собственный ребенок. А что говорить, когда в семье появляется незнакомый ребенок, причем довольно сложной судьбы и непростого характера?

Поэтому примерно через месяц картина семьи несколько изменяется. В ответ на вопрос: «Насколько реальная обстановка отличается от ожидаемой?», большая часть приемных матерей выражают явное или неявное неудовлетворение своей новой ролью. Негативные эмоции, в основном, связаны с увеличением объема домашней работы, затратой дополнительных сил, энергии и времени, возникновением непредвиденных ситуаций, которые отражаются на налаженном быте семьи.

Многие матери, имевшие собственных детей, расстроены тем, что новый ребенок отличается от их собственных детей, что к нему нужно применять иные дисциплинарные меры, искать новые способы воздействия. Им многое не нравится в поведении детей, шокируют манеры поведения (разбрасывание вещей, отсутствие навыков гигиены, культуры еды). В тех семьях, где есть собственные дети, обнаруживается, что они не могут относиться к ребенку также как к своему собственному. Они вынуждены делать ему поблажки, жалеть его и потакать капризам. Вот высказывание одной из женщин: «Я стараюсь не делать ему явных поблажек, но приходится жалеть его, ведь ему так же трудно привыкать к нам, как и нам к нему. Может быть, я балую его, потому что иногда «не замечаю» того, что своим детям я бы никогда не спустила». Поняв, что приемный ребенок совсем не такой как собственные дети, родители стараются сделать максимально возможное для блага его и всей семьи.

Но пока очень незначительная часть приемных матерей выражает разочарование своей новой ролью. И, хотя они подчеркивают возрастание нагрузки, тем не менее «сдаваться» они пока не собираются. Наоборот, они готовы продолжать свой тяжелый труд и с оптимизмом смотрят в будущее.

В основном, после первого месяца совместного проживания матери выражают положительное отношение к сложившейся ситуации, но примерно половина отмечает, что привыкание проходило нелегко.

Через три месяца многие приемные родители начинают чувствовать себя более уверенно и комфортно, они положительно оценивают свой опыт и определяют обстановку в семье как «весьма хорошую».

Но есть семьи, в которых отношения с ребенком не изменились в лучшую сторону. У них наблюдается разочарование в ребенке и в своих силах; осознание собственного провала сопровождается стрессовым состоянием матери.

Появление нового ребенка негативно сказывается на взаимоотношениях между членами семьи. Например, ребенок действует на нервы мужу, и он отказывается иметь с ним какие-либо отношения. Ребенок может проявлять избирательность, отдавать предпочтение одному члену семьи, например, отцу, отвергая мать. Приемный ребенок может оказывать негативное влияние на имеющихся в семье детей или способствовать возникновению между детьми конфликтных отношений (ревность, соперничество). Особенно много проблем возникает там, где приемный ребенок старше собственных. « Я надеялась, что он будет старшим братом для малышей, а он терроризирует их», - делится одна из матерей.

В целом, через 3 месяца существования такой семьи вырисовывается достаточно противоречивая картина. Матери все еще полны энтузиазма и ощущают определенное удовлетворение от своей новой роли. Отцы же менее оптимистичны, что объясняется разными ролями родителей в жизни семьи.

Решающим в жизни семей является 6 месячный период. Удовлетворение от своей новой роли в большой степени зависит от того, насколько взрослые смогли понять и принять ребенка. По истечении 6 месяцев многие родители испытывают гораздо меньше оптимизма и отмечают, что им стало труднее, чем в первые дни.

Их удовлетворение своими действиями гораздо меньше, чем раньше. Данное явление получило название «эффект медового месяца». Сначала кажется, что ребенок прекрасно привыкает к новой обстановке, со всем соглашается, делает то, что от него ждут. И вдруг он перестает быть абсолютно послушным, все чаще выражает собственные взгляды и начинает предъявлять собственные требования. Это свидетельствует о том, что он начинает чувствовать себя в приемной семье комфортно, становится самим собой. Даже если приемные родители понимают, насколько важны и существенны происходящие с ребенком перемены, от этого им не легче справляться с новыми и новыми трудностями. Теперь они гораздо реже отмечают положительные сдвиги и намного чаще говорят об ухудшении поведения, они менее уверены и удовлетворены, чем раньше.

Оптимизм убывает потому, что большинство родителей начинают понимать всю серьезность и глубину детских проблем, а также сложность и не всегда эффективный результат своих попыток изменить поведение ребенка к лучшему. По мере того, как они ближе узнают ребенка, им становится понятнее, какое влияние на него оказал предыдущий жизненный опыт.

В то же время, они все больше привязываются к ребенку и, естественно, хотят ответной реакции от него. Родители ждут от ребенка благодарности и признательности за свои «героические усилия», однако их ожидания зачастую оказываются напрасными. И потому здесь очень важна поддержка и признательность со стороны (соцработников, педагогов, родственников). Они должны отметить изменения в ребенке в лучшую сторону, показать, какую пользу принесло ребенку пребывание в данной семье. Ребенок стал более защищенным, у него улучшились (перечисление успехов ребенка), он стал более спокойным, уравновешенным, поправился и т.п.

Разочарование родителей не означает, что плохо поработали или плохо справляются со своими обязанностями. В этот период родители наиболее всего нуждаются: в советах и рекомендациях о том, как справиться с поведением ребенка; в объяснении причин поведения ребенка; в ободрении и поддержке (большинство).

Важным этапом в жизни семьи является первая годовщина ее создания.

Большинство приемных семей начинает свою деятельность с полной уверенностью, что они смогут сделать ребенка счастливым. Они верят в то, что под их влиянием ребенок изменится к лучшему, но когда перемены наступают не так быстро, как им хотелось, они теряются и нуждаются в поддержке и объяснении причин. Они должны понять, что такой медленный и не очень явный прогресс – совершенно закономерное явление, что нет ничего страшного в том, что они не всегда самостоятельно смогут разрешить конфликты и справиться с трудностями.

Если родителям кажется, то их ребенок стал лучше себя вести, и что они действительно смогли помочь ему, то это, естественно, вызывает чувство удовлетворения. «Когда после всех трудностей, ты видишь слабые проблески понимания или выражение благодарности, или какие-то крохотные сдвиги в лучшую сторону, то чувствуешь себя просто на седьмом небе»,- так описывает свои чувства один из отцов.

Если родители считают своего ребенка по-прежнему трудным и не видят сдвигов в лучшую сторону, то, исходя из теории равновесия, они чувствуют себя неудовлетворенными, т.к. они оказываются в ситуации, когда вложены огромные усилия и не видно никакой отдачи. Для того чтобы они смогли продолжать свой «неблагодарный труд», им совершенно необходима помощь извне.

В этот период значительно большее число матерей и отцов выражают удовлетворение обстановкой в семье и своей ролью. Создается впечатление, что они исполняют свою роль родителей намного увереннее, чем 6 месяцев назад. «Дела идут намного лучше – о таком я даже не могла мечтать 6 месяцев назад. Я просто стала понимать ее. И мы вместе можем решать проблемы, которые встают перед нами»,- такова оценка ситуации одной из матерей. Как видно из этого высказывания, они более терпимо относятся к проблемам ребенка. Эти проблемы их уже не слишком озадачивают и расстраивают.

Через полтора года можно сказать, что семьи, «продержавшиеся» столь длительное время, смогут существовать сколь угодно долго. Родители удовлетворены своей ролью и обстановкой в доме, многие довольны тем, что ребенок хорошо прижился в семье.

Но даже очень успешные родители нуждаются в поощрении и отдаче от вложенных усилий.

Итак, для построения любых взаимоотношений требуется время, и это совершенно нормально.

http://consciouslifenews.com/wp-content/uploads/2013/07/reality-illusion.jpg

"Иллюзия - это индивидуальная действительность ограниченного срока действия" (В.Кротов)

Заключение

Человек ведом ровно на столько, насколько он позволяет себя вести, человек зависим ровно настолько, насколько он боится потерять свою зависимость, человек слеп и глух ровно настолько, насколько ему удобно быть слепым и глухим... Но, чем сильнее он бежит от реальности, тем стремительнее реальность настигает его... И в один прекрасный момент вся иллюзорность рушится и человек видит реальность, которая накрывает его с головой, как штормовая волна. А что дальше? Дальше или реальность учит открыть глаза и идти к своей силе, или чаще всего, шаблонное мышление таково, что личность активно ищет новых иллюзий и новых построений, в которых удобно жить, и так будет до следующей волны, которая смоет все конструкты, и снова человек окажется перед выбором: идти к Себе, или от Себя... 

Утрата иллюзий – это подрыв и устранение убеждений, это всегда большой стресс для личности, так как рушатся все ее былые верования,  которые больше не поддерживают её и не помогают ей. Утратить иллюзии – значит выйти за пределы влияния иллюзорности восприятия мира. Но, чтобы выйти за эти пределы, для начала нужно найти в себе энергию, чтобы принять (смочь увидеть) свою иллюзорность. Это есть осознание того, что все мы видим реальность лишь в очень узком спектре, в рамках, соответствующих развитию нашего сознания. Но по мере роста нашего сознания, мы видим шире, глубже, выше и объемнее и адекватнее по отношению  к той объективной реальности, которая нас окружает.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.